Архитектура наполеоновского Парижа

 

Триумфальная арка Звезды в отличие, например, от арки Карусель — произведение оригинальное, и в нем мало заметны античные влияния. Огромная круглая площадь соответствует грандиозности арки высотой в 49,5 метра при ширине 45 метров (размеры главного пролета — 14,2X29,0). Монумент открыли 15 декабря 1840 года.

Реконструкция площади была осуществлена в 1860-х годах, архитекторы построили 12 особняков, закрепивших подходящие к площади лучи. Триумфальная арка стала своеобразным алтарем французского патриотизма после того, как 11 ноября 1920 года под сводами арки был похоронен неизвестный солдат. Впоследствии здесь были похоронены генералы и маршалы Франции — Ф. Фош, Ж. Жоффр, Ф. Леклерк, Ж.-М. Латтр де Тассиньи.

Бешеное движение машин окружает величественное произведение, так существенно изменившее свое значение в последние десятилетия. Арка закрепляет центр городского узла, образующего важное звено в цепи ансамблей парижского диаметра «восток — запад», проходящего через центр столицы.

Военные победы Наполеона должна была прославить и триумфальная колонна, построенная в 1806—1810 годах в центре Вандомской площади. Авторы грандиозного произведения (высота 43,5 м) архитекторы Ж. Гондуэн и В. Денон и бронзолитейщик Ж.-Б. Лепер приняли за образец римскую колонну Траяна. Около 1200 орудий, захваченных Наполеоном под Аустерлицем, было использовано для отливки бронзовой колонны. Авторы увенчали колонну фигурой Наполеона. Во время Парижской коммуны 16 мая 1871 года Вандомская колонна была низвергнута как символ милитаризма и завоевательных войн. В 1875 году она была восстановлена восторжествовавшей после падения Парижской коммуны реакцией. Колонну увенчала реставрированная статуя Наполеона (выполненная скульптором Д. Дюмоном при Наполеоне III).

Рекомендуем: Святая капелла Сент-Шапель

Наконец, еще одним важным произведением наполеоновского Парижа является храм Мадлен. Перспективы использования здания менялись. Его предполагали завершить то как биржу, то как библиотеку, пока в 1805 году Наполеон не приказал завершить здание как храм побед.

Отголоском прямого воздействия римской храмовой архитектуры на французское зодчество является здание Биржи, сооруженное (1806—1826) архитектором А. Броньяром, охваченное рядом колонн (два крыла пристроены в 1907 году). Но оно не получило градоформирующего значения в силу стихийности окружающей застройки.

Наиболее ярко и своеобразно стиль империи (ампир) проявился во внутренней отделке помещений дворцов, приспосабливавшихся для Наполеона (Тюильри, Версаль, Мальмезон, Фонтенебло). Однако отдельные здания наполеоновского времени являются лишь локальным вкладом в архитектуру Парижа. Более значительными являются градостроительные мероприятия, реализованные в этот короткий период в соответствии с предположениями Комиссии художников революционных лет. И среди них важнейшее — это прокладка и начало формирования прямой улицы Риволи, идущей параллельно большой оси Парижа «восток — запад» в пределах участка, занятого северным фасадом Лувра и садом Тюильри до площади Согласия. Единообразная организация фасадов односторонней застройки со сквозной аркадой внизу предопределила ее роль как одной из главных торговых магистралей города.

Кроме того, был полностью закончен по оси площади Согласия одноименный мост, начатый по проекту талантливого инженера Ж.-Р. Перроне из камней разрушенной Бастилии. Наконец, постройка двенадцатиколонного портика перед дворцом Бурбонов завершила формирование ансамбля площади Согласия.

В других частях города в годы первой империи тоже были осуществлены важные градостроительные мероприятия: прокладка нескольких прямых улиц (к Пантеону и Обсерватории), благоустройство некоторых набережных (д’Орсей, Тюильри и Монтебелло) и рынков.

Крупными работами при Наполеоне началось формирование Парижа как столицы капиталистической Франции.

Оставьте комментарий