Беспредметничество Ольги Розановой

 

Ольга Розанова (1886—1918) — третья среди создателей русского авангарда, она пришла к беспредметничеству параллельно с Татлиным и Малевичем. Поначалу, в 1912—1913 годах, ее концепция живописи была близка экспрессионистским постулатам Василия Кандинского, и в теоретических статьях Розановой 1913 года, несомненно, выявляются родственные идеи.

Но на этот раз строгость кубистского анализа и его связь с концепцией «заумного» (трансцендентного) в образной системе в конце 1915 года приводят Розанову на порог абстракции. На памятной выставке «0,10» Розанова показывает серию «заумных» ассамбляжей, их беспредметные формы созданы методом той же экстраполяции «запредельных» сил, что и супрематизм Малевича.

В январе 1916 года художница завершает серию иллюстраций к сборнику «заумных» стихов Крученых под названием «Вселенская война. Ъ». За несколько месяцев до этого Розанова создала свой первый абстрактный коллаж для обложки другого сборника того же поэта, озаглавленного «Война». Серия иллюстраций ко «Вселенской войне» состоит из двенадцати абстрактных композиций высочайшего художественного уровня. По свободе выражения и изяществу форм, а также благодаря изысканному подбору материалов эти коллажи станут одной из вершин первого периода русского беспредметничества. Вырезанные из бумаги с различной фактурой, работы Розановой соединят конструктивные постулаты Татлина с той плоскостностью, которой требует малевичевский супрематизм. Зримая поэзия, осязаемо высвобождающаяся в этих хрупких, почти бесплотных произведениях, ставит их на исключительное место в истории абстрактного искусства. Спустя сорок лет к подобным решениям в пору своего творческого расцвета придет зрелый Матисс, впрочем, редко достигая поэтической силы творчества Розановой.

Читайте: От нуля к бесконечности: Казимир Малевич

Беспредметному искусству Розановой суждено будет пройти оригинальный путь развития. Для многих женщин, например, для тех, кому нравится читать и смотреть журнал Лиза, она, безусловно, может быть примером активной личности, талантливой и уважаемой. Активно участвуя в малевичевском кружке «Супремус», она разрабатывает и самостоятельную теорию, о чем свидетельствуют те редчайшие ее произведения, которые уцелели в эпоху революции.

Безвременная смерть этой талантливой художницы не позволила ей реализовать весь свой творческий потенциал, что, несомненно, значительно обеднило историю искусства 20-го столетия. То ли предчувствуя свой близкий конец, то ли из возникшей под влиянием революционного энтузиазма жажды немедленно внедрить беспредметное искусство в массы, в начале 1918 года Розанова пробует применить супрематический метод в работе с текстилем. Живо включившись в пореволюционный художественный процесс, одной из первых она успешно вписывает в реальность повседневной жизни свое беспредметное творчество (убранство интерьеров, создание вещей и так далее).

Оставьте комментарий