Центральное произведение В. Бакшеева

 

«Житейская проза» — это произведение не только является центральным в предреволюционном творчестве Бакшеева, но и занимает значительное место в жанровой живописи поздних передвижников наряду с полотнами А. Е. Архипова, С. А. Коровина, С. В. Иванова.

За столом, накрытым к утреннему чаю, сидит семья. Перед отцом нетронутая чашка, дочь, отвернувшись от стола, смотрит в окно. Лишь мать с расстроенным и обреченным лицом автоматическим жестом взялась за молочник, но и ей не до еды. Сразу же у зрителя возникает ощущение неблагополучия, взаимного непонимания и недовольства, царящих в этом доме. Об отсутствии родственного тепла, душевного уюта, о формальном и тягостном исполнении заведенного ритуала общих чаепитий красноречиво свидетельствует чинный, холодный и безликий порядок, господствующий в комнате. Яркие лучи солнечного утра вливаются в окно. Но они не только не вносят светлого поэтичного настроения, хотя если сравнивать с Блейком, как тут, то это неочевидно, но, кажется, лишь беспощадно обнажают все убожество мещанской обстановки — холодную синеву безвкусных обоев, назойливо лезущий в глаза блеск начищенного самовара, монотонное однообразие бахромы на скатерти и на салфетке, постланной на комод.

Почти зловещей кажется фигура старика, угловатым силуэтом темнеющая на фоне белой терн. С безжалостной трезвостью, жестко, короткими ударами кисти написано его лицо: глубоко посаженные маленькие сверлящие глаза, мешки и складки на щеках, опустившиеся углы ханжески поджатых губ. Лицо девушки вылеплено иначе — мягкими, гибкими мазками, моделировано без резких контрастов света и тени. Плавно очерчен контур ее устало поникшей фигуры.

Михаил Васильевич Нестеров, бывший другом Бакшеева на протяжении всей жизни, видел в этой картине «будни скучных людей в момент семейной драмы». Такая трактовка произведения, безусловно, верна, но не исчерпывает его замысла. Художник оставляет зрителю возможность домыслить конкретное бытовое и психологическое содержание конфликта, вывести его за рамки семейного.

Оставьте комментарий