Чингиз Айтматов. Художественная метафора

 

Художественные образы Чингиза Айтматова – это то, о чем следует поразмыслить, читая его произведения.

Читая роман «И дольше века длится день», невольно задаешь себе вопрос: а все-таки какова и в чем выражается связь между «земной» лисицей, превозмогая страх неуклонно шедшей в сторону железной дороги, и той «небесной» птицей, гордо, свободно парящей над «колючим обручем», и тем более какая связь между реальной степной лисицей и легендарной мифической белой птицей, носящей человеческое имя Доненбай? И оказывается, такая связь, самая прямая и непосредственная, есть. Она существует благодаря особенностям художественного мышления писателя, основанного на незыблемых эстетических принципах, согласно которым все детали и штрихи, все образы, как первостепенные, так и второстепенные, — всё активно функционирует в направлении сердцевины произведения. Подробнее об этом можно прочитать здесь. Многомерность и многозначность художественных образов Ч. Айтматова возникает как бы исподволь, изнутри в изначальных, «будничных» человеческих связях и переплетениях, постепенно и неуклонно переходя в метафорические обобщения всечеловеческого масштаба. И вовсе не случайно Ч. Айтматов в своем авторском слове к роману определил «И дольше века длится день» как сарозекские метафоры. Сказать более — мы встречаемся тут с целой художественно-метафорической системой, в силу которой человек, верблюд, собака — эти простейшие существа, как их потом назовет писатель, приобретают поистине глобальный смысл.

Здесь мы возвращаемся к мысли Ч. Айтматова о том, что птица — это «точка зрения», сквозь призму которой можно посмотреть на происходящие события масштабно, крупно, развернуть их в пространстве и во времени. Человек и вселенная, человек и мироздание — таковы координаты романного содержания, хотя события в нем происходят локально, в определенных границах местности полустанка Буранный. Осознает ли сам человек в данном моменте масштабность своего бытия или нет, не это важно. Тут не жалобных историй, как например такая. Важно то, что его судьба самым естественным, самым непосредственным образом обусловлена и детерминирована теми событиями, которые происходят в окружающем его мире. Эти события могут быть сиюминутными, происходящими в настоящий момент, и далекими, отдаленными отзвуками прошлых эпох. Но они все, в равной степени, касаются его жизни, его судьбы. Так по мере идентификации и отождествления мира природы и мира человека, мира прошлого и мира современного все больше и больше углубляется художественная метафора.

Оставьте комментарий