«Девушка, кормящая голубей» В. Бакшеева

 

1887 год. С ученической выставки П. М. Третьяков покупает картину Бакшеева «Девушка, кормящая голубей». Нечего и говорить, каким это было важным событием в жизни начинающего художника. Быть замеченным самим Третьяковым, занять место в его собрании рядом с лучшими мастерами русской школы, рядом с теми, к кому бесконечно его восторженное почтение, — Репиным, Суриковым, Перовым!

Трогательное по мотиву, ясное и умиротворенное по настроению, исполненное в светлой живописной гамме полотно «Девушка, кормящая голубей», безусловно, создано было под воздействием любимого учителя Бакшеева В. Д. Поленова. Выступив в конце 1870-х годов с полотнами «Московский дворик», «Бабушкин сад», в которых пейзаж сочетался с элементами жанра, Поленов создал новый в русской живописи род интимной, поэтической картины, горячо встреченной современниками, повлиявшей на московскую школу живописи в особенности чистым, солнечным колоритом.

Используя уроки мастера, молодой Бакшеев ищет самостоятельного и органического для своей художественной мысли воплощения. Безыскусствен и прост духовный мир юной девушки (моделью послужила А. А. Лосева, будущая жена художника). Живописцем руководило желание передать ощущение свежести, застенчивую грацию, милую привлекательность в облике своей героини.

Рекомендуем: Художник Василий Бакшеев

Простодушно наивен, даже несколько сентиментален сюжет картины — девушка сыплет корм доверчиво слетающимся птицам. Картина очень показательна для того нового отношения к сюжету, которое складывалось в жанровой живописи 80-х годов XIX века. Интерес к сложной, развернутой интриге, острым столкновениям характеров, ситуаций, столь типичный для бытовой живописи предшествующих десятилетий, сменяется любовным созерцанием жизни в ее светлых проявлениях. Художники нового поколения наблюдают человека в интимной обыденной обстановке, чисто наедине с собой, на фоне природы. Это приводит к изменению структуры самого жанра. Бытовая картина сближается с пейзажем, интерьером, портретом.

Полотно Бакшеева проникнуто ощущением свежести. Прозрачность воздуха, сочная зелень травы и деревьев, мягкое свечение розовой одежды на фоне коричневых, серебристо-серых бревен, золотистый ореол мягких волос над склоненным лицом девушки определяют лирическую тональность картины. В этом поэтичном по замыслу произведении внимание к передаче световоздушной среды, интерес к красивым созвучиям цветовых пятен сочетается с зорким наблюдением деталей и точным их перечислением Художник подмечает отломанную доску старою забора, ворону, сидящую на замшелой крыше, сухие хворостины на рыхлой соломе ската. Эти подробности вносят в идиллическое настроение картины поту достоверности, связывая девически застенчивую уединенность героини с прекрасным даже в скромной повседневности миром природы. Пейзаж этого полотна несет больше жанровости, вернее, бытовой конкретности, чем образ человека.

Оставьте комментарий