Его искусство не поддается времени

 

Выдающийся художник Александр Дубовик не перестает удивлять поклонников творческими находками.

В столичном Доме художника открылась долгожданная выставка Александра Дубовика. Она продлится до конца нынешней недели, что недостаточно для такой масштабной экспозиции. Но такие условия аренды. Во всех залах на третьем этаже представлено около 200 живописных и графических работ художника, начиная со знакового автопортрета 1967 года, который, кроме узнаваемости Метра, представляет тип интеллигента 1960-х. На этот портрет издавна охотятся коллекционеры, но художник придерживает его, ведь «он музейного уровня».

Именно в 1960-е художник начал выстраивать собственную знаковую систему и обосновывать ее в теоретических произведениях, насыщенных иронией. На квадрате картины Дубовик сочетает славяно-византийские и западные культурные коды. Он считает: «Художник начинается тогда, когда есть собственная концепция, индивидуальные знаки и тоска».

Александра Дубовика приглашали работать в США, России, Франции, Германии, даже Ирана, а он возвращался в Украину, хотя далеко не идеализирует государство и его институты. Александр Дубовик в украинской культуре олицетворяет нравственность современного художника.

На выставку пожаловали арт-критики и кураторы, поклонники и коллекционеры, коллеги. «Есть модные, актуальные, современные произведения, а есть искусство, для которого время перестает быть ориентиром, — как-то размышлял Анатолий Криволап. — Оно не поддается времени. Такое искусство Дубовика. Он стал первым абстракционистом в Украине, с него все начиналось, а мы уже были потом».

Музыканты слышат в полотнах патриарха живописи музыку сфер. Его работам присущ космизм обобщений и демиургичная посвященность.

Господин Александр, как и полвека назад, удивляет новыми работами, полными энергии цвета и интеллектуальной силы. Они завораживают и провоцируют. Антропоморфные творения на его полотнах как будто испытывают достояние мировой культуры. Художник создал узнаваемый знаковый код. Кого-то он отталкивает смысловой нагрузкой, других привлекает, так сказать, палимпсестом смыслов. В наше время специализаций и команд художник поражает самодостаточностью и гуманитарным енциклопедизмом.

В работах художника, по мнению искусствоведов, сочетаются декоративность и интеллектуализм, эмоциональность и конструктивизм, сюжетность и символизм. Отмечают ироничный эклектизм и рафинированный герметизм. Для самого художника «важное уравнивание в правах автора и зрителя. Автор проходит полпути. Вторую часть предстоит пройти зрителю не в направлении к автору, а к себе».

Много его работ названа «Диалогами». Но художник предостерегает: «В диалоге нет истины». Он часто высказывает парадоксальные мысли. Художник-философ переосмысливает память культуры с укоренившимися в ней символами и мифологемами от античности к эстетике глобализма, которую наш культуролог, спрятавшийся под псевдонимом Кьюбилье, метко назвал «порногламур».

Мастер утверждает, что жизнь — это энергия. И именно энергия как цвет-символ — душа искусства. «Концепцию надо одеть в цвет. Мыслю цветом и имею азбуку собственных знаков, которые придумал: триумфаторы, пророки. Мой знак — букет. Он сферическая оболочка неразгаданных возможностей. На протяжении веков делали букеты, и никто не спросил: что это? А это феноменальная идея. Это мое божественное малыш».

Художник Борис Егиазарян, который отвлекся от созерцания новых картин мастера, подытожил: «Считаю, что он выдающийся художник, великий эстет и философ. Дубовик создает уникальность творческими находками. Он утверждает, что культура — важная составляющая жизни. Знаю его как скромного интеллигентного человека с гигантским интеллектом».

Оставьте комментарий