Европейская древность и закономерность в истории культур

 

Вопрос о том, какой из типов древности может быть возрожден, решила история. Им стала европейская античность («западная древность»), наиболее из всех цивилизованных древностей эмансипированная от своих архаических истоков.

Думается, что именно акцент европейской античности на личностных ценностях, преломленных на нормы достаточно автономных малых групп (полис, семья, род) без их сильной корреляции с тотально-государственными, притом не слишком развитыми, традициями, определил хрупкость и дальнейший слом этой культуры, оказавшейся не в состоянии «переварить» варваров и воспрепятствовать христианской экспансии. Но именно эти же качества, связанные со слабой ритуализацией мировоззрения и вообще малым действием архаических политических структур, определили и живую неисчерпанную свежесть традиции, возможность ее резонанса с будущими ценностями, ее нужность потомкам. Так или иначе, античность (европейская древность) обязана прежде всего себе самой как в том, что ее пришлось возрождать, так и в том, что это возрождение оказалось возможным, столь желанным и столь значимым для дальнейшей судьбы местной цивилизации.

Тип культурно-исторических процессов, определивших духовное и социальное развитие стран Востока, не дает Ренессанса еще и потому, что Ренессанс не какая-то всеобщая стадия (т. е. не всемирная закономерность), не некая историческая функция, а духовная потребность, определяемая интеллектуальным историческим самосознанием общества, которое ренессансом решает — именно решает — свои самые насущные проблемы.

Читайте: Возрождение и расцветные явления эпох

Означает ли лишение Возрождения особой привилегии быть глобальным и универсальным явлением также и отрицание неких общих закономерностей развития мировой культуры? На мой взгляд, ни в коей мере.

Не менее равноправным может быть обратное утверждение, что Ренессанс не входит в число универсальных закономерностей мирового развития. Тем более что его имманентного появления в культурах тропической Африки, Латинской Америки, Австралии или Океании в период до окончательного воцарения Нового времени никто еще не обнаружил. Так что очевидно — Возрождение не принадлежит к универсальным категориям.

И все же, как ни странно, Ренессанс не как эпоха или тип культуры, а как тип культурного процесса, движения обладает высокой степенью законосообразности. Он является не универсальной, а специфической закономерностью в истории культур. Она, эта закономерность, проявление более общего свойства всех культур: ни одна культурная общность не в состоянии развиваться (и даже нормально функционировать) без достаточного фонда традиций и освоенного ею духовного опыта. Если этот наличный и актуализированный фонд недостаточен, то он компенсируется инновациями, сознательно вводимыми и закрепляемыми в дальнейшей эволюции. Все это проявление культурной адаптации, которая является неотменяемой закономерностью развития культуры.

Оставьте комментарий