В 50-х годах XIX века по-прежнему обувь делалась без каблука. Но в начале 60-х годов появился полувысокий каблук и узкий нос. Это были открытые бальные туфли из атласа или лайки, прюнелевые, кожаные башмаки на пуговицах или шнуровке для каждого дня.
В украшениях увлекались стилем Возрождения и XVIII веком. Это были кулоны, серьги, ожерелье и колье, броши, медальоны, кольца, пряжки, часто отделанные эмалью.
Головные уборы были представлены маленькими шляпками из шелка и бархата, украшенными кружевами, лентами и цветами. По бокам шли две широкие ленты, которые завязывались бантом под подбородком. Летом носили шляпы из соломки или органди с широкими полями.
Было принято демонстрировать свои туалеты во время прогулок, делая визиты, появляясь на вернисажах; считалось модным посещать театр, балы, скачки, совершать заграничные путешествия. «Общество» развлекалось также постановкой «живых картин», любительскими спектаклями, увлекалось устройством литературных вечеров.
Репертуар профессиональных столичных театров был довольно обширным и привлекал широкую публику. В Малом театре рядом с переводными и русскими мелодрамами и зарубежной классикой (Мольер, Шиллер, Шекспир) с успехом шли пьесы на современную тему, такие как «Чиновники» В. А, Сологуба, «Мишура» А. Потехина, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина и многочисленные пьесы А. Н. Островского — «Не в свои сани не садись», «Утро молодого человека», «Гроза», в которых особенно остро ставились проблемы современности жизни. Московская сцена блистала именами актеров того времени — Щепкина, Мочалова, Садовского, Медведевой, Федотовой и др. Петербург а эти годы не мог соперничать с Москвой, но и в составе труппы Александринского театра были большие мастера — И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, В. В. Самойлов.
Театральная публика заметно изменилась: среди нее можно было видеть богатое и среднее купечество, о котором писал А. Н. Островский.
Самую высокую репутацию завоевал образованный зритель среднего достатка — литераторы, ученые, художники, профессора.