Македония — от «фабрики» фейковых новостей в IT-страны

 

Небольшая Македония во время выборов президента в США прославилась распространением лжи об одном из кандидатов — а до этого скандала фигурировала в мировых новостях исключительно как центр туризма. Сейчас эта страна пытается привлечь иностранные инвестиции для развития IT-сектора — ведь это может помочь в преодолении безработицы. Удается ли ей включиться в европейское сообщество технологических стран?

Ранее об Македонию редко можно было услышать что-то в новостях. Ситуация изменилась во время предвыборной кампании 2016 года в Соединенных Штатах: тогда эта балканская страна «прославилась» техническим ноу-хау: здесь родились «фабрики» фейковых новостей, которые распространяли положительную информацию об одном из кандидатов на пост президента США — и таким образом пытались сманипулировать дискуссией в СМИ и мнением избирателей. Работали, конечно, на американское медиа-пространство — и действовали не из политических убеждений, а ради заработка.

Чем «прославилась» Македония

Немецкое издание Die Zeit в статье под названием «Город лжецов» своего времени описывало «карьерный путь» некоторых таких македонцев. Например, Виктор — официант из небольшого города Велес, работал на один из сайтов, который распространял ложную информацию — The Daily Box. Сам он не писал этих новостей, а скорее искал подходящий контент на других страницах, копировал их и распространял дальше. «Нужно разбираться в Facebook — это самое важное. Я сосредоточивался на американском рынке, как и все остальные», — передает слова Виктора немецкое издание. Кроме Виктора, такую работу выполняли еще десятки других молодых людей, ведь таким образом удавалось заработать немало денег. Зарплату получали за 1 клик: ¢1 / клик на Facebook — и немного «надбавок» на рекламу Google. Некоторые фейковые новости распространяли и комментировали более полумиллиона раз. «От $500 до $700 я зарабатывал в лучшие времена», — отметил македонец. Это при том, что честно заработать онлайн, инвестируя в различные интернет проекты, или в работу на Форекс, довольно просто и прибыль получишь значительно большую — на сайте profit-hunters.biz можно узнать подробнее.

Крутой поворот

Производством фейковых новостей на международной арене особо не похвастаешься — поэтому позитивный имидж приходится зарабатывать на стороне. Небольшая балканская республика с населением около 2 млн пытается трудоустроить «фейковых журналистов» и других безработных граждан в более престижном секторе — IT-сфере. Македония начала широкую кампанию, чтобы привлечь в страну иностранные инвестиции. Ее проводит государственное агентство Invest Macedonia. Ранее попытки «притянуть» иностранный капитал не заканчивались успехом — в сфере информационных технологий удалось реализовать лишь 10 из 15 инвестиционных соглашений и проектов.

Впрочем, государство поняло свои ошибки и в этот раз постарается воплотить оптимистичный сценарий развития событий, пишет Financial Times. «После 2007 года изменилось то, что многие инвесторы ищут специалистов для аутсорсинга в странах Восточной и Центральной Европы, так по крайней мере рассмотрят и вариант Македонии», — передает издание слова представителя Invest Macedonia Александара Клашниноски. Он работал в государственном агентстве Invest Macedonia еще в 2000-х, когда ситуация выглядела совсем иначе.

Македония пока не стала привлекательным местом по сравнению с ее соседями, например Румынией, в которой разместились филиалы крупных технических компаний, таких как Microsoft. Впрочем, меньшие инвесторы (как, например британские разработчики программного обеспечения для страховых компаний S4i) утверждают, что довольны решением разместить офис по оказанию технической поддержки в Македонии. «Я просмотрел ряд локаций в Европе и решил, что Скопье мне подходит из-за того, что процесс создания отдела иностранной компании простой, расходы — низкие, а работники — квалифицированные», — цитирует FT топ-менеджера Джулса Горинджа.

Что рекламировать, кроме туризма

Небольшой балканской стране особо нечем похвастаться. Впрочем, государственное агентство таки сумело разработать коммуникационную стратегию для того, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Она построена на 4 ключевых месседжах: сверхнизкие налоги и зарплаты, заинтересованность политиков и уменьшение бюрократии.

Македония пытается создать как можно более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Часто тех, кто готов вложить средства в экономику страны, освобождают от большого количества налогов. Кроме того, средняя зарплата здесь — около €502 / мес. «Мы предлагаем европейское качество за китайскую цену», — утверждает Клашниноски. Да и местные политики и чиновники не остаются в стороне: в других странах небольшие инвестиции (объемом €10-30 млн) не стали бы поводом для встреч и дискуссий на уровне премьер-министра — а в Скопье это происходит.

Оставьте комментарий