Мировоззренческая неоднородность памятников письменности Древней Руси

 

На мировоззренческую неоднородность памятников письменности Древней Руси обращает внимание В. В. Мильков. Он, в частности, рассматривает летописное «Повествование о волхвах», несущее на себе «отчетливое влияние дуалистических религиозных концепций», как весьма оптимистическое по сравнению с имеющей «антидуалистическую направленность» так называемой теорией казней божьих, которая «не оставляла места жизнерадостности и оптимизму» (Мильков В. В. Мировоззренческие установки в древнерусской письменности. 1985. № 1. С. 89).

По-иному решается вопрос о различии смысложизненных ориентаций, вытекающих из религиозно-философского монизма и дуализма, в публикации В. Караджевой и А. С. Клевчени, где подчеркивается «ярко выраженный пессимизм» идеологии “богомильства, основанный на «диаметральной противоположности мира добра — мира идеального, творцом которого провозглашался бог, и мира зла — реального мира, творцом которого считался дьявол» (Караджева В., Кл.евченяА. С. Исторические источники единства философских культур славянских народов. 1986. № 2. С. 107). Подобное расхождение результатов применения разными исследователями мировоззренчески-патетической оппозиции оптимизма-пессимизма свидетельствует, на наш взгляд, о действительной сложности взаимодействия категорий позднейших культур с семантикой средневековья, в том числе и столь привычных современному сознанию оппозиций — с философско-мировоззренческим наследием Киевской Руси.

Рекомендуем: Исследования философской культуры Киевской Руси

Достигнутый в настоящее время уровень историко-философского освоения древнерусских текстов обнаружил известную меру сопротивления материала, обусловленную категориально-языковыми разночтениями соприкасающихся в процессе познания культурных парадигм, «запрятанность» в словах и понятиях совершенно непривычных, смутно угадываемых иных смыслов. Одним из возможных направлений в преодолении отмеченных трудностей стало применение семиотических методов к анализу духовной культуры Киевской Руси и, в частности, к исследованию характера взаимодействия в ней категорий языческой и христианской культур. В связи с проблемой реконструкции категориальной структуры архаического мышления древних славян М. В. Попович предложил «рассматривать категории как своеобразные типы вопросов к окружающему миру, которые способна поставить соответствующая культура. В этом плане анализ архаического мировоззрения можно сравнить с анализом языка, а не только с анализом конкретных текстов…» (Головко Б. А. Республиканская научная конференция «Духовная культура Киева в истории русского, украинского и болгарского народов». 1984. № 3. С. 89—90; см. также: Голиченко Т. С. Исследование мировоззрения древних славян. Рец. на кн. М. В. Поповича. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985; 1987. № 3).

Оставьте комментарий