На границе между гениальностью и болезнью

 

По разным исследованиям, синдромом дефицита внимания страдают от 25% до 49% детей во всем мире.

В последнее время в средствах массовой информации много пишут и говорят о появлении одаренных «особых» детей, которым часто приписывают всевозможные чудеса, целительство тяжелобольных людей, паранормальные способности и тому подобное. Однако здесь важно понять: кто есть кто? Вундеркинды, индиго, гиперактивные дети, аутисты — кто они и как понять, где одаренность, талант, а где заболевание, плохое воспитание? Каковы объективные критерии оценки одаренности таких детей или состояния их здоровья и поведения? Как вести себя с ними обществу в целом и родителям, педагогам и сверстникам в частности?

Все родители, не безразличны к будущему своих детей, хотят видеть их успешными в жизни. При этом иногда стремление выделиться побуждает некоторых мам и пап к неправильному подходу в воспитании. Как следствие, они своего просто способного ребенка превращают в источник удовлетворения собственных амбиций, убеждая всех, что их ребенок уникальный, не такой, как другие. Выпестованное в ребенке чувство превосходства над другими лишает его в будущем умения общаться в коллективе, иметь близких друзей, приводит к внутреннему одиночеству, психологическим проблемам.

На самом деле любой ребенок рождается со своими талантами и способностями. Правда, их уровень зависит от многих факторов, в частности речь идет о наследственности, генетике, образованность самих родителей и тому подобное.

В любом случае задача родителей — создать условия для всестороннего развития ребенка. Начало успеха — это психологическое и физическое здоровье самих будущих папы и мамы, готовых к зачатию ребенка, чистота их помыслов, отношения в семье. А также то, что побуждает их родить ребенка: любовь друг к другу или, как это, к сожалению, бывает, достижения какой-то другой цели. Важно, чтобы ребенок был желанным для обоих родителей, чтобы никто из них не хотел прибегнуть к аборту или еще хуже — отказаться от ребенка после его появления на свет.

С мнением автора этих строк можно не соглашаться, однако большой опыт работы с детьми и подростками на протяжении многих лет дает основания утверждать, что нежелание иметь ребенка даже в мыслях приводит к тому, что в будущем у него могут появиться проблемы с получением и усвоением информации, знаний, в построении отношений с людьми. Ведь негативное отношение к ребенку в течение ее внутриутробного развития оставляет свой след на становлении нервной системы, психики, мозговой деятельности. Для здоровья любого ребенка также важна тренировка мозга, с точки зрения развития когнитивных функций или пластичности мозга, даже для успеха в жизни.

Женщина, которая вынашивает нежелательного ребенка, уделяет меньше внимания правильному питанию, может курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества, что, в свою очередь, увеличивает негативное влияние на формирование плода, увеличивает риск рождения больного малыша. А также может быть, кстати, одним из факторов рождения ребенка с гиперактивным синдромом.

Существует много теорий о причинах появления этого синдрома, но однозначного мнения нет до сих пор. В 10-25% случаев гиперактивности исследователи называют наследственную предрасположенность. В частности, в 57% родителей, чьи дети являются гиперактивными, наблюдались те же симптомы. Но у этих родителей часто присутствуют и другие негативные факторы: алкоголизм, психопатии, аллергические заболевания, астма, экзема.

Увеличивает количество нервно-психических заболеваний и экологическое неблагополучие. Продукты с большим количеством пищевых добавок, консервантов, красителей также могут быть одной из причин гиперактивности. Кроме того, она может вызвать и неблагоприятные условия в семье, частые семейные конфликты, низкая материальная обеспеченность семьи, отсутствие надлежащего эмоционального контакта детей с родителями, долгая разлука с ними.

Для выявления и диагностики детей с СДВГ используются различные методы психодиагностики, в частности рисунок и игра. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются медикаментозная терапия (психостимуляторы), психотерапия (медитация, аутогенная тренировка, семейная психология и т.п.), специальное обучение. Для успешного результата важно объединить усилия родителей, педагогов, психологов, врачей — невролога, педиатра, психиатра. Ведь проблема гиперактивности детей является комплексной и социально значимой.

Для каждого ребенка должна быть составлена индивидуальная схема лечения. Важно установить психологический контакт с ним, завоевать доверие ребенка и учесть, что такой метод воспитания, как наказание, для этих детей неэффективен, поскольку они имеют низкий порог чувствительности к негативным стимулам и не реагируют на них, но в то же время быстро откликаются на малейшую похвалу.

Каждый ребенок — это отдельный мир, благополучие в котором зависит во многом от нас, взрослых. В следующих публикациях мы остановимся на особенностях поведения и воспитания детей-аутистов, индиго и вундеркиндов.

Людмила Знищенко

Оставьте комментарий