Николай Крымов. Образы природы в пейзажах

 

В 1911 году Крымов пишет декорации к постановке пьесы А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Работа в театре — одна из интереснейших сторон творчества художника. Здесь с особой полнотой раскрылись декоративные принципы его творчества, умение глубоко почувствовать и понять характер драматургии и выразить его языком изобразительного искусства.

Обладая большим опытом живописца, будучи уже зрелым и признанным мастером пейзажа, Крымов стремился передать свой опыт молодым. Он преподает в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемасе) и несколько позднее в Полиграфическом институте в Москве. Однако еще не устоявшаяся в первые послереволюционные годы система преподавания художественных дисциплин и левая творческая платформа ряда преподавателей, попиравших принципы классического искусства и ратовавших за ультрасовременные принципы живописи, оказалась чуждой художнику, проводившему последовательную линию своих творческих взглядов. Это побудило его сосредоточить главное внимание на споем творчестве, временно оставив преподавательскую деятельность.

В 1926 году Крымов пишет свое новое полотно «Речка». В нем мы находим дальнейшее развитие принципов и поисков, намеченных уже в пейзаже «Серый день». Здесь он идет дальше по пути создания пейзажного образа, более обобщенного и емкого по звучанию. В нем он достигает больниц глубины и значительности, нежели в других работах звенигородского периода. Мотив заросшей реки и пруда, окруженных густой зеленью, пыл одним из любимых художником, но в этом произведении он получает новую эмоциональную окраску. Панорамный принцип композиции с широким охватом пейзажных далей, уходящей к горизонту перспективой явился новым для художника, стремившегося к замкнутой композиции. Явно, что в основу всей картины лег конкретный пейзажный мотив, определивший принцип ее построения и характер. В данном случае Крымов достигает эпического звучания образа, идя от натуры, обобщая ее и приводя к единой системе, позволяющей достигнуть большой выразительности.

Характерно, что в этот период творчества Крымов наряду с постановкой и решением новых для него пленэрных задач создает ряд произведений, в которых находят дальнейшее развитие принципы его дореволюционного творчества. Неоднократно он обращается к мотиву купальщиц, заброшенных старых мельниц, столь любимых художником в прежние годы, но здесь дело не столько в сюжете, сколько в постановке задач решения образа природы и создания пейзажа картины.

Оставьте комментарий