О романе Бёлля «Дом без хозяина»

 

Поговорим о романе Бёлля «Дом без хозяина». Начало и продолжение романа понятно. Нота религиозного раздумья в концовке романа говорит о тех нерешенных проблемах, что беспокоили писателя в течении всей его жизни.

Бёлль вырос в среде, где в повседневный быт входили и посещения мессы, и исповеди, и уроки закона божия. Но к внешней, обрядовой стороне религии он относился явно скептически. Религия была для него понятием не догматическим, но скорее этическим. Можно вспомнить Есенина, который тоже был неоднозначно религиозен, как можно судить по этой статье. Бёлль не перекладывал ответственность на силы небесные за то, что творилось на Земле. Но, с другой стороны, судил он крайне независимо и критически по католическому духовенству ФРГ. Это обнаруживается уже в раннем романе «И не сказал ни единого слова» (особенно в исполненном иронии описании религиозной процессии), а затем в книгах, которые последовали за «Домом без хозяина»: романах «Бильярд в половине десятого» (1959) и «Глазами клоуна» (1963). По мере сближения католической церкви ФРГ с правящей христианско-демократической партией критика Бёлля приобретала все более резкие политические акценты.

Опыт, накопленный в работе над романом «Дом без хозяина», сказался в возросшей широте социальной панорамы последующих книг и в том, как автор — каждый раз на новый лад — разрабатывал тему семьи, сопоставляя судьбы различных поколений в военное и послевоенное время. Поворотное значение «Дома без хозяина» автор солидной монографии о Бёлле, вышедшей в ГДР, определил так: роман «впервые показал преемственность в действии антигуманистических сил» (Hans-Joachim Bernhard. Die Romane Heinrich Bolls. Berlin, 1973. S. 165). Иными словами, показал живучесть фашизма, заметные, ощутимые его следы в германском послевоенном обществе. Этой теме посвящены острые сатирические страницы во многих книгах Бёлля, и особенно — в романе «Групповой портрет с дамой» (1971).

Оставьте комментарий