Общество и мода в 70—80-е годы XIX века в России

 

Между театром, драматургией и живописью существовала тесная взаимосвязь, которая обнаружилась и в выборе темы, и в трактовке сюжетов, и в глубоком социально-психологическом анализе жизненных явлений.

«Воспитанница» Островского и «Воспитанница» Н. В. Неврева, «Шутники» Островского и «Гостинный двор» И. П. Прянишникова, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина и «Прерванное обручение» Волкова, изображая правду жизни, воплощали моральное разложение буржуазно-дворянского общества. В 70—80-е годы художники-передвижники широко раздвинули круг тем своих произведений — это были сцены из жизни купечества, чиновников, изображение разночинной молодежи, картины пореформенной деревни с ее острыми проблемами и конфликтами. Стремление художников сохранить верность жизненной правде дает нам и сегодня возможность пользоваться детально изображенным костюмом, который был четко дифференцирован и нес на себе черты социальной определенности.

Русские женщины в это время активно входили в общественную, а порой и политическую жизнь. Открываются женские учебные заведения — гимназии, высшие женские курсы. Появились женщины учителя, врачи, курсистки. Их костюм отличается простотой, утилитарностью — клетчатые, темные гладкие закрытые платья с белыми кружевными воротниками и манжетами, которые придают костюму изящество. Подобные платья можно видеть на портретах Ярошенко, Репина, на картинах Прянишникова и В. Маковского.

С другой стороны, женщины высоких слоев общества по-прежнему обращались к модным салонам Ворта и другим модельным домам Парижа. К 1873 г. был создан новый силуэт женского платья, который одни считали привлекательным, другие безнравственным. У Золя в его романе «Добыча» раскрыт смысл такого туалета.

Ткань лифа такого платья плотно охватывала фигуру, затянутую длинным корсетом, и была скульптурно задрапирована на бедрах, линия плеч — мягкая, покатая, талия занимает свое естественное место, а линия бедер особенно подчеркнута благодаря драпированной ткани, которая сзади собиралась на тюрнюре и украшалась лентами, кружевом, плиссе и пр. Основное направление линий в костюме — это диагональ, которая проявляется в драпировке тюрнюра и профильной линии спины, переходящей в длинный скользящий шлейф.

Оставьте комментарий