Описание миниатюр времени Андрея Рублева

 

С творчеством Андрея Рублева стилистически может быть связано несколько рукописей.

Одной из ранних рукописей в этом ряду является наиболее скромная среди других — Климентьевское евангелие, происходящее из Успенской церкви села Климентьева близ Троице-Сергиевой лавры. Здесь Рублеву принадлежат, по-видимому, некоторые из инициалов, представляющие собою как бы упрощенный вариант некоторых инициалов Евангелия Хитрово, с мачтами из раструбов и петлями со сложным ременным плетением (например, инициал на л. 38об.); прямые параллели ему можно найти и в Евангелии Андроникова монастыря (л. 5 и 230). Сопоставимы также инициалы с драконом (л. 226об. и л. 158об.) того же Евангелия. Рукопись является одной из первых, где можно наблюдать почерк художника. Она написана на пергамене в лист, проста по оформлению, заставки неовизантийского орнамента выполнены другим мастером. Возможно, рукопись была создана в стенах Троице-Сергиева монастыря в то время, когда Рублев пребывал здесь «в послушании у Никона».

В другом Евангелии из Успенского собора (ГИМ, Усп, 2-п) Рублеву могут принадлежать: разворот (л. 4об.) с изображением евангелиста Матфея и заставка и инициал (л. 5); на листе 70об. — евангелист Марк и на листе 71 — заставка и инициал; на листе 130об. — евангелист Лука и заставка и инициалы на листах 131 и 230. Миниатюра «Евангелист Иоанн» на листе 229об. близка по манере Даниилу.

Изображения евангелистов обрамлены рамками одного цвета, в двух тонах, разделенных белой линией с силуэтами трехлепестковых цветов и двумя усиками между ними (вместо византийских остролистников с белыми шипами). Рамки чередуются — серого и красного цветов, миниатюры вытянуты по вертикали, из-за небольшого размера изображений композиция упрощена, цвета неяркие, спокойные.

Апостол Матфей показан в обрамлении темносерой рамки, он занимает всю плоскость изображения. Сидя на скамье, наклонившись, апостол пишет: «зачало еу», держит перо между указательным и средним пальцами, левой рукой поддерживает евангелие. Поза Матфея отличается простотой и скромностью. Фигура расположена на фоне низкой горизонтальной стены серовато-белого цвета, слева возвышается узкое беловато-серое здание с проемом ворот и с выступающей консолью, опирающейся на выпуклую колонну, с крыши свисает вел ум. Здесь также архитектурный мотив напоминает миниатюру Сийского евангелия. Надпись исполнена киноварью. Матфей одет в голубоватозеленоватый испод с золотым клавом на правом плече. Гиматий серовато-зеленого цвета с пробелами в три разбела (в два-три слоя). В проработке фигуры видна тщательность, не в ущерб свободе и широте письма. Голова апостола маленького размера, из-за чего фигура укрупняется, лицо молодое с русыми волосами. Характерен округлый контур головы с выпуклым лбом. По розоватой прокладке лика положено легкое охрение, черты лица некрупные. Матфей спокойно смотрит перед собой.

Расположенная на развороте справа небольшая заставка выполнена в той же тональности: по золотому фону серовато-голубой краской написаны стелящиеся ветви, образующие круги, заполненные «византийским цветком»; посередине веток положена белая полоска. Инициал «К» выполнен по типу инициалов Климентьевского евангелия. Миниатюра написана мастерски, образ проникнут спокойствием и настроением интимности.

Изображение евангелиста Марка (л. 70об.) обрамлено рамкой той же формы. Фон образует низкая горизонтальная стенка и по сторонам две колонки синего мрамора с капителями, через которые переброшен сине-голубой велум, закрепленный вверху стамиками. Марк слегка склонился, двумя руками он держит евангелие, приоткрывая его правой. Ступня правой ноги слегка приподнялась над сандалией. Марк одет в сине-голубой хитон и несколько более светлый гиматий плотного голубого цвета с темными описями в тенях и свободно брошенными мазками пробелов голубоватого цвета. На спине показан раструб плаща с зеленовато-голубой прокладкой. На евангелии киноварный обрез.

Очерк головы округлый, бородка короткая, впроседь, выражение лица мягкое.

Заставка на листе 71 неовизантийского стиля в красном обрамлении; по золотому фону — серо-голубые ветви и такие же розаны, чередующиеся с красными. Инициал «3» имеет вид растительного штамба с изгибом, оканчивается остроконечными ветками и листвой.

Рекомендуем: Мотивы орнаментов московских рукописей XIV—XV века

Изображение евангелиста Луки (л. 130об.) заключено в серую рамку на фоне низкой горизонтальной желтовато-серой стены. Лука склонился, окуная перо в чернильницу, левой оперся о поставленное на ребро евангелие. Одет в хитон зеленовато-сероватого цвета с более темными легкими описями складок; голубовато-белые пробела брошены в виде импровизированных, отнюдь не заученной формы мазков. На плече — золотой клав, подчеркивающий конструктивность построения фигуры. Гиматий светло-коричневатый с темными описями теней; пробела налагаются постепенно от широких слегка разбеленных покровных поверхностей, сужаются к двум-трем слоям, границы между которыми стушеваны, переходя к узким острым мазкам-движкам. Ноги поставлены одна вслед другой, из-под гиматия спадает парусом хитон, внося элемент динамичности. Голова по абрису напоминает Марка, но русые волосы более светлые, отмечены мазками по прядям.

Заставка на развороте (л. 131) выполнена другим мастером, в более резкой манере. Красная рамка заставки не соответствует серой рамке изображения евангелиста Луки (Рублев обычно делает в развороте на двух полосах рамку одного цвета).

Мы специально даем подробное описание миниатюр, в которых опознается почерк Андрея Рублева, это дает возможность войти в структуру художественных средств, характерных для художника, в характер образов.

Оставьте комментарий