Орфография и пунктуация при анализе прозаического текста

 

Среди школьников и учеников различных образовательных учреждений, лицеев и среднеспециальных школ при работе с текстами из учебников и методических материалов зачастую возникают вопросы, какие орфографические, какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из данных текстов. Ответом на данный вопрос является комплексный подход к разбору сложного прозаического текста.

Во-первых, важно сгруппировать материал. Например, если в тексте представлен разнообразный материал на правописание, не с различными частями речи. Также в тексте мы можем найти материал, подтверждающий правило правописание приставок или правописание корней с чередующимися гласными. Очень важное упражнение — это составление схем предложений прямолинейно и наоборот. Умение найти в тексте предложение, соответствующее данной схеме, которую ученик уже, как автор, включил в готовом виде.

Учителями и преподавателями может проводиться отбор слов и словосочетаний для словарных диктантов. Для словарного диктанта диктанты вполне можно включить материал с пропуском некоторых орфограмм, и ученик имеет все условия, для того чтобы не допустить ошибки, вставляя пропущенные буквы, потому что перед ним текст, где можно найти это слово, написанное так, как положено. Ну, кстати, при том, что в учебнике действительно нет задания “вставьте пропущенные буквы” все равно расставьте знаки препинания. Бывает, что учителю не нравится задание на основе материалов данного учебника, и тогда учитель может подготовить такие карточки, где это любимое им задание будет активно использоваться. Это всё зависит от учителя. Но поскольку внимание к самостоятельной учебной деятельности старшеклассников чрезвычайно важно, следует уделять повышенная внимание разбору и заданий, входящих в дистанционные конкурсы и олимпиады.

Учитель также может применить формулирование собственных заданий по орфографии и пунктуации на основе данного текста, начинать процесс подготовки к выразительному чтению. Это задание решается очень часто. Возможно также провести пунктуационный анализ, уделяя внимание пунктуации, смотря на знаки препинания, как нотные знаки. они помогают найти нужную интонацию, помогают почувствовать настроение, помогают найти верную тональность в процессе выразительного чтения. Так что внимание к орфографии и пунктуации требуется постоянное. На каждом уроке происходит практикум по орфографии и пунктуации. Материал можно выбирать вполне достаточный, и необходимо учесть возможность выбора того, что для ученика особенно интересно. Может быть трудно, поэтому к этому надо неоднократно возвращаться. В конце учебников с различными текстами для изучения есть материал для самопроверки, работа по пунктуации Качественный отбор материалов очень важен, так как язык –то постоянно изменяющихся объект. Изучаться он должен в историческом движении, в развитии несомненно раскрывается его плодотворность.

Оставьте комментарий