Подати с жилья: размышления о наболевшем

 

Действующая система налогообложения недвижимого имущества социально несправедлива и затратная для государства.

С первого июля вступили в силу новые правила налогообложения недвижимости. В странах с развитой экономикой налог на недвижимость обеспечивает 30-80% поступлений в местные бюджеты, что отмечают отечественные адепты его широкого внедрения. Впрочем, при этом они принципиально не акцентируют внимания на том, что средняя обеспеченность жильем в скромной по уровню достатка Финляндии составляет 33, во Франции — 40, а в США — 65 кв. м на одного человека, что позволяет в первую очередь за счет состоятельных сограждан финансировать расходы местных общин.

Бедные заплатят за всех?

В Украине тоже попытались пойти по европейскому пути, законодательно установив, что не облагаются «налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка» (именно так он официально называется) квартиры жилой площадью до 120 кв. м и дома до 250 кв. м.

Читателю на заметку: если вы владелец частного дома, то вам не обойтись без установки качественных ворот на везде в свой двор. В условиях сегодняшнего кризиса очень важно чтобы эти ворота были качественными и не дорогими. Mir Vorot — http://www.mirvorot.kiev.ua/ предлагает полный спектр услуг по производству и установке ворот: замеры, изготовление ворот (с калитками и без), доставка, монтаж, комплектация системами автоматического управления, их настройка, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Мир ворот — это европейское качество, надежность и безопасность, прочность конструкции и долговечность.

Впрочем, вскоре выяснилось, что платить деньги в казну некому: большинство украинцев не подпадали под действие нововведения, а действительно состоятельные граждане воспользовались тем, что бильярдные, игровые и т.д. не причисляют к жилой площади и другими тонкостями тщательно выписанного в собственных интересах закона.

Зато в ныне действующей редакции статьи 266 Налогового кодекса Украины уже есть два существенных нюанса: жилую площадь заменено общей, а границу налогообложения уменьшена до 60 кв. м квартиры, 120 кв. м доме и 180 кв. м при одновременном владения квартирой и домом. В результате «очень состоятельными» стали считать даже владельцев двухкомнатных хрущевок и трехкомнатных квартир в панелях, где общая площадь жилья обычно на 2-3 кв. м превышает введенную Верховной Радой границу.

Не иначе как законодатели решили, что 20-30 гривен в год (именно такие суммы налога поступят через несколько лишних метров жилья) особо не утяжелят граждан, однако благодаря массовости такого контингента они существенно пополнят местные бюджеты. С этим можно было бы согласиться, если бы сохранялась хотя бы видимость социальной справедливости, которой в данном случае нет и близко.

Жизнь как в сказке

В конце концов сложилась ситуация, как в известной сказке, где битый небитого везет: одинокий хозяин квартиры или дома площадью до 60 или 120 кв. м соответственно не платит в местный бюджет ни копейки, а семьи, на каждого члена приходится даже меньше жилая площадь, чем в тюрьме, могут быть обложены налогом наравне с богатыми и очень богатыми гражданами.

Вряд ли это торжество социальной справедливости. Особенно учитывая то, что многочисленные «многосемейные семьи», правовой статус которых не определен ни одним законодательным актом, обычно лишены права на жилищно-коммунальные субсидии, потому общие доходы семей в таком «муравейнике» существенно превышают долю расходов, дает право на помощь государства.

Головная боль всеукраинского масштаба

Даже у налоговиков неоднозначное отношение к действующим нормам начисления налога на жилую недвижимость. Уже упоминалось, что его плательщиками являются практически все владельцы трехкомнатных квартир и многих двухкомнатных хрущевской и современной застройки. Причем плата за несколько сверхурочных «квадратов» ограничивается 20-30 гривнами, тогда как отправление каждого заказного письма с уведомлением о вручении, которыми налоговики рассылают решения о начислении налога, стоит 10,4 гривны. Поэтому реальные поступления в большинстве ситуаций мизерные, зато огромная загруженность работников налоговой службы, которых обязали, образно говоря, ловить комаров, тем самым лишая их сил и времени на «крупных птиц».

Не менее угрожающий правовой нигилизм, который провоцирует установлена сейчас предел площади налогообложения. В разговорах «не для прессы» налоговики признают, что данные Государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которым начисляют налог, неполные. Если быть точным, то в основном бывшие Бюро технической инвентаризации (БТИ) передали в реестр сведения о жилой недвижимости, сданную в эксплуатацию только с 2003 года.

Информация о других, ранее построенную, хранится в архивах на бумажных носителях и попадается на глаза налоговикам только в случае совершения владельцем каких-либо юридических действий — оформление наследства, продажи и т.п..

Поэтому нетрудно представить настоящий Армагеддон, который должны устроить с 1 июля с. г.. в налоговых инспекциях владельцы жилой недвижимости. Конечно, если бы были законопослушными гражданами и пришли бы оформлять налог за один или два метра сверхнормативной площади своего жилья, как того требует статья 266 Налогового кодекса Украины от тех, кто не получил «письма счастья». Но этого не произошло, однако оснований для радости тоже нет, потому что провоцирование неуважения к закону еще ни одно государство до добра не доводило.

Жаль и мероприятия

Наконец простой вопрос: что дает местным бюджетам налог на жилую недвижимость? В частности, на Житомирщине собственные поступления местных бюджетов в 2016 году запланированы в объеме 2,6 миллиарда гривен, а налоговых уведомлений физическим лицам на уплату налога за жилье отправлено на сумму 6,5 миллиона гривен (или 15 000 сообщений на 1 июля), что составляет до 0,2% (!) от ожидаемого наполнения местной казны.

Впрочем, в этом году картина достаточно искажена, потому что, например, в Житомире в прошлом году утвердили ставку налога на жилую недвижимость для физических лиц в размере 0%, а в Новоград-Волынском — на уровне всего 0,5%. Поэтому именно по этим ставкам делали начисления, которые будут платить в этом году.

Однако даже если бы новоградволинци утвердили самый разрешенный законом размер налогообложения, то город получил бы от жилой недвижимости физических лиц лишь 1,3 миллиона гривен, или 1% объема собственных поступлений в бюджет города. Было разослано 850 сообщений на сумму 210 000 гривен.

Конечно, миллион или даже несколько тысяч гривен тоже не лишние, но ни в коем случае не любой ценой, когда стоимость администрирования налога превышает его.

Поэтому лучшим выходом из сложившейся ситуации может стать повышение размера необлагаемой площади квартир хотя бы на десяток метров, что избавит налоговиков медлительного работы по массовому начисления платы за один-два лишних метра, а рядовых граждан — от не менее массового нарушения требований закона.

Кроме того, нужна и оправдана для украинских реалий льгота для семей, в которых на каждого члена семьи приходится меньше, чем предусмотрено жилищным законодательством, площадь жилья. Причем касается это как квартир, так и домов.

Зато норма, согласно которой не облагается жилой дом и квартира общей площадью 180 кв. м, нуждается в уточнении. Сейчас, например, владельцы роскошного поместья и одновременно квартиры-комнатки в бывшем общежитии или пентхауса соответствующей площади и сельской хижины на 12 кв. м на вполне законных основаниях освобождены от уплаты налога на жилье. И достаточно законодателям уточнить, что речь идет о квартире в пределах установленной для всей площади и такой же дом, чтобы все стало на место. Впрочем, те, кто приложил руку к нынешней редакции ст. 266 Налогового кодекса, вряд ли хотели, чтобы богатые делились с бедными, у налоговиков хватало времени на серьезную работу, а в украинском не было оснований для обид на власть.

Оставьте комментарий