Последняя треть XIX века в России. Мода, костюм, театр

 

Мужской костюм в последние 30 лет XIX в. менялся мало. В основном изменения касались деталей — ширины брюк, выреза жилета, формы воротничков и лацканов, фасона галстука и пр.

Представители всех слоев общества носят сюртуки, пиджаки, пальто. Однако фрак и цилиндр остаются принадлежностью привилегированного общества. В 90-х годах мужской костюм приобретает свободный, чуть мешковатый покрой. Большую популярность получила визитка, а пиджак сильно потеснил сюртук. По-прежнему носят бархатные пиджаки, обшитые по краю шелковой тесьмой.

Упростилась и мужская прическа: коротко стриженные волосы расчесывались на прямой пробор. Довольно разнообразны мужские шляпы — вечерние цилиндры из черного блестящего шелка, цветные цилиндры для каждого дня, жесткие фетровые шляпы, котелки, каскетки из мягкой ткани или меха, кепи.

Женский костюм этого времени отличался яркими расцветками. Одна из характерных черт – кринолин, которая позволяла создать пышность. Сегодня есть похожие решения в женской одежде большого размера, хотя кринолин уже давно не в моде.

Русская живопись второй половины XIX в. обнаружила свою близость театру, стремление следовать ему — в искусстве 60-десятников и еще более передвижников мы видим драматургичность сюжетов, театральность мизансцен, обстановки, повышенную роль костюмов.

Однако в самом театре изобразительной стороне оформления спектакля по-прежнему уделялось мало внимания. Даже на казенной сцене не редкостью были «дежурные» павильоны, «дежурные» готические ренессансные и славянские залы — набор типовых декораций, которые выписывались из-за границы.

Не лучше было дело и с театральными костюмами. Актерам императорских театров полагалась денежная надбавка для шитья костюмов, и каждый премьер или премьерша на свой вкус шили театральный гардероб. Актеры частных провинциальных театров обязаны были иметь свой собственный подбор костюмов.

Торговые дома в России и салоны за рубежом шили роскошные, но вневременные костюмы для театра.

Станиславский с горечью вспоминал об этой поре, что в магазинах существовало всего три стиля: «Мольера» «Гугенотов» и «Фауста», если не принимать во внимание боярского.

Впоследствии в МХТ Станиславский придавал большое значение костюмной характеристике, тщательному изучению природы костюма, прежде чем подойти к его драматургическому решению.

Оставьте комментарий