Проблема кризиса искусства

 

Исторические преображения не бывают мгновенным чудом. Они всегда — процесс длительный. Строительство новых форм не вспыхивает вдруг пламенем готового совершенства, а рождается неприметно, в то время, как вокруг продолжает действовать еще — с удесятеренной, может быть, силой — инерция распада.

Но распад — не антитеза преображения, а необходимое его условие. В разлагающемся веществе выделяются те основные его элементу, которые, вступая в новых условиях бытия в новые сочетания и взаимодействия, создают преображенную, „новую» ткань действительности. В этом смысле всякий кризис несет в себе самом зародыш своего исцеления. Эпоха „тления“ — не больше, как процесс бессознательного болезненного выделения раковиной жемчужин, которые потом иная, сознательная воля, в иных условиях существования, соединит — синтетически и гармонично — в ожерелье.

Искусство переживает сейчас кризис во всех своих разветвлениях. За исключением архитектуры, этого наиболее утилитарного и потому наиболее консервативного и стойкого из искусств, все остальные ветви творческого духа находятся сейчас в наклоне, который принято определять как наклон в сторону упадка. Отличительная черта этого периода нашей творческой эволюции — раздробленность и распыление. Вместо преемственно сменяющих друг друга школ и направлений, как встарь, мы имеем сейчас десятки сосуществующих течений искусства и ни одного из них, которое было-бы преобладающим.

Разбившись на частные, независимые русла, искусство и в каждом из этих самостоятельных разветвлений обнаружило тот же уклон к анатомическому рассечению, расчленению цельных сложностей. Если в музыке (Скрябин с его «расчленением музыкальной речи») и других формах искусства эта тенденция к распаду не была еще так отчетливо выражена, то в литературе, живописи и отчасти скульптуре она проявилась с поразительной остротой.

Рекомендуем: Искусство, творчество и ремесло

Символизм в литературе и импрессионизм в живописи были последними течениями, которые, найдя себя, имели еще время и возможность творить самораскрываясь, но не распадаясь на свои составные части.

Оставьте комментарий