Работы художника В. Замкова

 

Ассоциации с гобеленом вызывает работа В.Замкова «Отдых» (1973) в санатории на Северном Кавказе, под Нальчиком. Флорентийской мозаикой одеты все стены зала ресторана. Изысканная и тонкая техника подбора мрамора дает возможность художнику воплотить замысел с неторопливой тщательностью и пристальным вниманием. Изображенная природа здесь, в интерьере санатория, воспринимается продолжением окружающей санаторий естественной природы. Продолжением, но не повторением. Это художественная формула, сочиненная художником для того, чтобы создать пленительную среду, наполненную природой, слегка холодноватой и остраненной. Остранение есть тот прием, с помощью которого иллюзорность не перерастает в иллюзию, а произведение искусства не сливается с потоком повседневной жизни. Спокойный характер изобразительного повествования усиливает ощущение погружения в среду прекрасной природы. Неторопливо чередующиеся картины природы создают пространство, которое обретает эстетический смысл. Реальное пространство как бы переносится в пространство изображенное. А среда, которая здесь возникает, формируется под воздействием пространства иллюзорного.

В. Замков

Однако мозаика не только формирует среду, растворяя одно пространство в другом, в ней запечатлены люди — наши современники. Происходит как бы круговой обмен. Характер изображения человека здесь вытекает из специфики материала, требующей довольно четкого контура и плоскостной трактовки форм. Но особенности изображения людей связаны не только с материалом, они обусловлены общей логикой композиции, идеей погружения человека в природную среду, положенной в основу формирования среды зала. Поэтому они становятся принадлежностью воссозданного здесь мира природы.

Задачу погружения пространства интерьера в изображенную природную среду художник выполнил. Взаимодействие пространств, впечатление погружения достигнуто за счет иллюзорного эффекта, благодаря световоздушному пространству мозаики, ее цвету и ритму.

Изобразительное повествование представляет собой и последняя по времени работа В.Замкова в культурном центре Олимпийской деревни в Москве — флорентийская мозаика «История культуры» (1980). Это монументальное произведение находится на заднем торце зрительного зала и обращено в фойе. Пространственная ситуация здесь довольно сложная — точки обзора расположены или совсем близко к мозаике, или же вдали от нее, из-за чего восприятию изображений мешают возникающие на полированном камне блики.

Прием последовательно (в историческом времени) составленных монтажей ориентирует зрителя на восприятие сюжетно-тематической стороны мозаики. Эта работа принципиально носит литературно-повествовательный характер. Глаз движется по полированной поверхности стены, фиксируя то один, то другой сюжет из истории мировой культуры, отмечая пластическую убедительность одних и некоторую театральность других сюжетов.

В целом летопись культуры, созданная Замковым, вносит в это сложное и дробное пространство духовную глубину и значимость. Среда вестибюля обретает культурно-исторический смысл, неся людям заключенную в художественных образах информацию о времени.

Оставьте комментарий