Проверка на алкоголь — явление, которого в нашей стране опасаются все водители, даже самые закоренелые трезвенники. Оно и понятно! Статья 12.8 КоАП — одна из самых жестких в законодательстве и предусматривает лишение прав на срок 1,5-2 года вместе со штрафом 30 000 рублей, а при повторном нарушении — лишение водительских прав на три года и штраф 50 000 рублей. Мало кому хочется понести такое наказание, чем часто и пользуются нечистые на руку инспекторы ДПС.
С наступлением теплой погоды ГИБДД традиционно активизирует профилактические рейды «Нетрезвый водитель». Поскольку автомобилисты не всегда знают, как правильно себя вести в данной ситуации, мы решили рассказать о некоторых нюансах подобных мероприятий.
Рейд? А он чем-то отличается от обычной проверки на алкоголь?
И да и нет. Начнем с самого очевидного: для того, чтобы проверить водителя на состояние опьянения (алкогольного или наркотического), инспектору ГИБДД никакие рейды вообще не нужны. Достаточно заподозрить водителя в употреблении алкоголя или запрещенных веществ. Формально для этого он должен выявить у него признаки опьянения, к которым относятся запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, а также поведение, не соответствующее обстановке. Если инспектор заметит что-либо из перечисленного, он имеет законное право провести освидетельствование на состояние опьянения (то есть проверить водителя на сертифицированном алкотестере), а в случае положительного результата или сомнений — отправить на медосвидетельствование. (Кстати, не надо путать понятия «освидетельствование» и «медосвидетельствование», но об этом мы еще поговорим!). Такие правила действуют для любых проверок на состояние опьянения.
А вот дальше начинаются нюансы. Во-первых, иногда ГИБДД проводит так называемые «сплошные проверки», во время которых инспекторы останавливают весь поток автомобилей, предлагая «дыхнуть в трубочку» каждому водителю, а не только тем, кто вызывает у них подозрения. При отрицательном результате автомобилиста сразу же отпускают, при положительном — направляют на медосвидетельствование. Во-вторых, при обычной проверке медосвидетельствование водителя обычно проводится в специальных учреждениях, чаще всего — в больницах. А вот во время «облав» бывает, что его организуют прямо на месте — в так называемом передвижном пункте медосвидетельствования (ППМО). Кажется, что принципиальной разницы, где проходить проверку, нет, но на самом деле эти нюансы очень важны.
Итак, с чем же вы можете встретиться во время рейда?
Гаишник предлагает «подышать ему в лицо» («дыхнуть в фуражку», выдохнуть в ладошку и т. д.). Что делать-то?
Иногда разговор с инспектором начинается с такого странного, на первый взгляд, предложения. Все дело в том, что процедура проверки на алкоголь в действительности четко регламентирована. А вот поведение инспектора ДПС — не всегда. Например, сторонние просьбы никем не запрещены. То есть если гаишник предлагает вам «подышать в фуражку», формально он ничего не нарушает. Точно так же инспектор ГИБДД может предложить вам, скажем, поговорить о погоде или обсудить характеристики автомобиля.
«Это не имеет отношения к закону, это — неуставные отношения, но общаться инспектору с участником дорожного движения на отвлеченные темы никто не запрещает, — пояснил корреспонденту Дрома координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Здесь никогда не докажешь, что инспектор “нюхал” водителя из-за подозрения в опьянении, а не из-за понравившегося запаха его зубной пасты», — добавил активист.
А теперь о самой процедуре медосвидетельствования. В соответствии с пунктом 137.4 185-го приказа МВД медосвидетельствование на состояние опьянения можно проводить как в специальной медицинской организации, так и в передвижном медицинском пункте (ППМО). То есть закон это разрешает. Другое дело, что не любой автомобиль скорой помощи является таким передвижным пунктом! Существует совершенно конкретный перечень требований к ППМО, которым он должен соответствовать. Перечислим некоторые из них:
Не любой автобус с красивой надписью в действительности является ППМО. К примеру, есть ли здесь туалет, резиновая дорожка и необходимая высота?
Каждый ППМО должен иметь регистрационное удостоверение Минздрава РФ, которое можно и нужно требовать в случае, если вас привели на медосвидетельствование именно туда. Его нет? Тогда настаивайте на проведении медосвидетельствовании в медицинской организации — т. е. в больнице, а если вам не дают этого сделать, обязательно отразите несоответствие ППМО в протоколе.
И, пожалуй, самое главное. Вся предварительная процедура перед медосвидетельствованием в ППМО должна быть точно такой же, как в случае с больницей: протокол об отстранении водителя от управления — освидетельствование инспектором с помощью сертифицированного прибора и только потом — в случае отказа водителя, его несогласия с результатами или положительного результата на алкоголь — направление к медикам. И абсолютно неважно, что ППМО расположен в нескольких метрах от инспектора ДПС, никакое «беспротокольное» направление в данный пункт недопустимо даже во время «облав» и рейдов!
Вроде бы все в порядке. Что теперь?
Теперь уже происходит собственно медицинское освидетельствование. Оно регулируется Приказом Минздрава «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» от 18 декабря 2015 года. Если кратко, то процедура выглядит так: сначала у водителя возьмут пробу воздуха, то есть опять попросят «подышать в трубочку». Сбор состоит из двух проб, причем вторая проба берется строго через 15-20 минут. Опьянение признается только в случае, если во время обоих замеров прибор показал значение, превышающее 0,16 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Подчеркнем — во время обоих замеров. Если во время первого теста значение оказалось меньше официально признанной «погрешности прибора» (т. е. 0,16 мг/л), то повторный замер не проводится. Если же негативным оказался второй замер, то у водителя есть все шансы вернуть права, что подтвердил еще в 2016 году Верховный суд РФ).
Помимо проб воздуха медики также возьмут «биологический объект» для направления «на химико-токсикологические исследования». Проще говоря, у водителя возьмут на анализ мочу, а при невозможности помочиться — кровь.
Результаты медосвидетельствования можно оспорить, хотя это довольно сложно. Если водитель считает, что врачи ошиблись, ему нужно быстрее ехать на независимую экспертизу. Причем будет лучше, если он посетит сразу две организации — две экспертизы имеют несколько больший вес. Хотя оговоримся: гарантий, что такие действия помогут и автомобилиста не лишат водительских прав, не даст никто.
Как себя защитить?
В первую очередь — никогда, ни при каких обстоятельствах не садиться за руль нетрезвым или при наличии сомнений в трезвости (например, утром «после вчерашнего»). Пьяный водитель — преступник. А вот трезвость — это действительно самое лучшее алиби.
Если же вы не пили, но подозреваете неладное в действиях инспекторов ГИБДД, не стесняйтесь записывать все на телефон и требуйте полного соблюдения всей законной процедуры. «Такое общение с инспектором нужно снимать на видео, а в видеозаписи — четко проговорить, что вы не отказываетесь пройти медосвидетельствование, — пояснил Дрому координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Саму процедуру также нужно снимать на видео, и убедиться, что прибор для проверки прошел поверку и имеет серийный номер. Есть большое число судебных решений, когда водитель снимал все происходящее на видео и в итоге успешно выигрывал дело», — рассказал активист. При этом Шкуматов сразу добавил, что психологически водителю нужно быть готовым потерять от получаса до трех часов — именно столько может продлиться вся процедура проверки на алкоголь, если соблюдать все формальности.
Подведем итог: