Семиотический подход к исследованию наследия Киевской Руси

 

Семиотический подход к исследованию духовного наследия Киевской Руси представлен в статье Б. А. Парахонского «Семантика коммуникативных связей в «Слове о полку Игореве» (1986. № 4). Им была предложена и реализована коммуникативная модель философской интерпретации нетрадиционных источников. Результатом анализа стал вывод о мифопоэтической, «магической», языческой доминанте философско-мировоззренческого строя «Слова о полку Игореве».

В определенной степени диалогичной по отношению к такому выводу явилась статья В. И. Ставиского, посвященная выявлению письменных источников философско-исторической концепции «Слова о полку Игореве». В ней указывается на целый пласт представлений, которые образно, фразеологически и концептуально восходят к славянским переводам эсхатологических произведений, сделанным в XI—XII вв., что позволяет критически отнестись к утверждениям об исключительно или преимущественно языческом характере древнерусского памятника культуры (Ставиский В. И. Об источниках философско-исторической концепции «Слова о полку Игореве». 1986. № 1).

Заметной публикацией журнала, посвященной анализу философско-мировоззренческого содержания «Слова о полку Игореве» и особенностям философской культуры Киевской Руси в целом, стали две тематически объединенные статьи В. С. Горского, где впервые была предпринята попытка прочтения данного памятника письменности как «типичного репрезентанта философских представлений своей эпохи» (см.: Горский В. С. Мировоззренчески-философское содержание «Слова о полку Игореве». 1985. № 5, № 6). Обращаясь к характеристике морально-этических представлений в древнерусской культуре XII в., исследователь отмечает антиномичность мышления автора «Слова…» и осуществляет реконструкцию его морально-философских идей, во-первых, в свете этического идеала, задаваемого канонами рыцарской этики, и, во-вторых, с точки зрения долга перед землей Русской как высшего критерия оценки поступков.

Влияние христианства на формирование нравственных представлений и ценностных ориентаций в культуре Древней Руси рассматривается в публикации Т. А. Чайки «Этическая проблематика в философской мысли Киевской Руси и некоторые особенности ее историко-культурной интерпретации» (1985. № 1).

Оставьте комментарий