Собор инвалидов

 

Блестящее произведение архитектора Жюля-Ардуэна Мансара — внучатного племянника Франсуа Мансара — Собор инвалидов. Купол Собора инвалидов до сих пор является высотной доминантой для большого левобережного района Парижа. Многие считают Собор инвалидов архитектурным шедевром и одним из парижских чудес.

В комплекс Дома инвалидов вошли больница, казармы на 7 тысяч человек, монастырь и солдатская церковь. Главный очень протяженный (210 метров) фасад четырехэтажного здания обращен в сторону Сены, сада и широкой эспланады. Фасад имеет горизонтальные поэтажные тяги и три акцента — на оси и по концам. Осевой акцент — в виде ризалита с полукруглым фронтоном; в нем позднее (в 1739 году) поместили барельеф с конной фигурой Людовика XIV (скульптор Н. Кусту). По первому этажу тянется непрерывная ложная аркада, которая не в состоянии смягчить архитектурную монотонность здания. Именно эта особенность подверглась острой критике тотчас после окончания строительства со стороны Ж.-Ф. Блонделя, возглавлявшего Академию архитектуры. Может быть, это обстоятельство, а также теснота выстроенной солдатской церкви вызвали необходимость сооружения величественного и вместительного храма.

В 1676 году Брюана сменил Ж.-А. Манcap, который и возвел собор, включив его в комплекс казарменных корпусов. После смерти Мансара (1698) отделку собора завершил архитектор Роберт де Котт. Как бы синтезируя опыт создания купольных композиций в системе стиля барокко, Мансар довел их идею до блестящего завершения. Он отбросил лишние декоративные атрибуты, перегружающие здание, как это было на церкви Валь-де-Грас, и сочетал барочную помпезность с классической строгостью. Необыкновенно компактный план храма сохраняет композиционную слаженность и в пространственном решении.

Особого внимания заслуживает красивое очертание купола, расчлененного декоративными ребрами, четко сопрягающимися с членением двухъярусного тамбура, охваченного восемью контрфорсами и полуколоннами коринфского ордера. Главный фасад храма акцентирован строгим, тоже двухъярусным портиком и несколькими скульптурными панно. Собор соединен с казарменными корпусами трехпролетной галереей.

В XIX веке из собора была сделана усыпальница Наполеона I. Вокруг гробницы — двенадцать аллегорических пристенных горельефов, запечатлевших наполеоновские походы. Они принадлежат резцу скульптора Дж. Прадье. В соборе размещены и другие погребения наполеоновских полководцев. Балдахин над алтарем (работа Л.-Т. Висконти) — перифраз балдахина из римского собора Петра, рельефные медальоны с бюстами королей Франции и роспись — все это художественное наполнение храма поднимает его на уровень сокровищницы монументального искусства.

Можно сказать, что в конце XVII века этим сооружением завершился монументальный стиль барокко. В первой четверти XVIII века он, по существу, выродился в измельченную декоративную отделку помещений аристократических особняков и дворцов и получил название стиля рококо. Это был стиль интерьера.

Оставьте комментарий