Социалистическая революция: парадокс и реальность

 

Движение к коммунизму – интернациональный процесс, соединяющий революционные и эволюционные преобразования в обществе.

Социалистическая революция в данном случае означает качественное преобразование системы социально-экономических и политических отношений отчуждения (скачок из «царства необходимости», в частности, капитализма, в «царство свободы») социальными силами, имеющими демократически выраженную поддержку большинства членов общества. И достаточную силу для слома институционально-волевой системы прежнего общества, достаточный социально-творческий потенциал для сохранения культурного (творческие достижения), природного, экономического, гуманитарного потенциала прошлого и «позитивного» созидания нового общества.

Аргументы, обосновывающие этот тезис, достаточно известны: всякое новое общественное устройство (в том числе капитализм) рождается в ходе социальных революций и реформ. Что касается социализма, то для левой мысли достаточно тривиально утверждение, что процесс эволюционного «выращивания» социалистических отношений и отмирания отчуждения в процессе «честной» конкуренции между ними требует соблюдения ряда условий, которые могут быть обеспечены лишь путем революционного преобразования буржуазной системы отношений.

Насильственный слом институциональных и волевых преград на пути свободного созидания социалистических отношений — такова задача социалистической революции в узком смысле слова. В широком смысле слова социалистическая революция может быть определена как скачок из мира отчуждения в эпоху свободного социального творчества.

Каковы следствия такой постановки вопроса?

Социалистическая революция возможна лишь как продолжение народно-демократической.

Внешним парадоксом социалистической революции является то, что названный выше «слом» может быть осуществлен только как прямое продолжение и следствие позитивных народно-демократических преобразований. Последовательное развитие демократии требует, во-первых, преодоления одной «пустяковины», свойственной всякому буржуазному обществу, а именно — зависимости реальных свобод человека от величины находящейся в его распоряжении частной собственности и, во-вторых, полноты реальных возможностей реализации прав человека как личности, субъекта труда и социального творчества, не ограниченных ничем (речь пока идет об институциональных и волевых барьерах), кроме таких же прав любого другого человека.

Отсюда задача социалистической революции — открыть возможность реально равного доступа любого человека к средствам производства, социально-культурным благам и социальному творчеству.

Первое предполагает социализацию частной собственности на средства производства и передачу ее работникам в самых разнообразных формах (от мелкой частной и коллективной собственности до аренды госсобственности самоуправляющимися трудовыми коллективами на конкурсных началах).

Второе — равнодоступность (доступность независимо от величины дохода, социального положения и т.п.) социальных благ: труда, жилья, образования, культуры, здравоохранения и т.п.

Третье — отмирание государства по мере развития самоуправления.

Наиболее существенно при этом то, что социалистическая революция будет реальной лишь в той мере, в какой ее субъекты будут способны деятельно, позитивно преодолевать границы отчуждения, осуществлять ассоциированное социальное творчество (например, создавать самоуправляющиеся государственные или коллективные предприятия после их национализации, а не заменять отчужденную от работника частную собственность кучки акционеров на столь же отчужденную собственность государства или наоборот).

Оставьте комментарий