Темы народной жизни в живописи Бакшеева

 

Темы народной жизни Бакшеев коснулся во многих произведениях: «В надежде на лучшее. Переселенцы» (местонахождение неизвестно), «На палубе третьего класса» (Воронежский областной музей изобразительных искусств), «В отсутствие господ» (местонахождение неизвестно), «Возвращение домой» (Государственная Третьяковская галерея), «На крыльце» (1903, Куйбышевский художественный музей).

Картина «В надежде на лучшее» так же, как и полотно С. Иванова «Смерть переселенца», показывает один из самых драматических эпизодов в истории пореформенного крестьянства. Работы «За водой» и «В отсутствие господ» с теплотой изображают крестьянских ребятишек.

Дорога всегда имела притягательную силу для русского писателя, русского художника. Взять хотя бы Ивана Шишкина, подробнее о нем здесь. Путь, движение по бесконечным просторам России — специфически национальный мотив искусства. Примеры здесь могли быть бесчисленными. Достаточно упомянуть «Полдень. В окрестностях Москвы» Шишкина, «Порожняки» Прянишникова, «Обратный» Архипова. Во всех этих полотнах звучит меланхолическая нота. Безотрадны дорожные раздумья под скрип саней или потряхивание телеги. В ряд с этими произведениями можно поставить картину Бакшеева «Возвращение домой» (1898).

В телеге на подостланной соломе мешковато, ссутулившись, сидит возвращающийся в деревню после службы солдат. Лицо его угрюмо, напряженный взгляд устремлен перед собой. Он внимательно слушает своего спутника, человека в темпом просторном армяке, в картузе, с тонким и печальным лицом. Тянется через поля к осеннему лесу дорога с засохшими колеями. Пусто, неприютно вокруг, безотрадная, блеклая узенькая полоска неба виднеется над горизонтом. Картина написана в приглушенной, неяркой тональности, передающей тусклость осеннего дня.

Оставьте комментарий