Техническая одаренность и природные данные музыканта

 

Встречаются среди музыкантов люди особого склада — от природы ловкие, «сноровистые», обладающие, как говорят в таких случаях, хорошими «спортивными» кондициями. Обращает на себя внимание их ярко выраженная способность к активной мышечно-двигательной деятельности; последняя не только не доставляет им видимых затруднений, но, напротив, сопровождается нередко чувством удовольствия. У них, как правило, динамичная, подвижная нервная система; в стрессовых ситуациях — например, на сцене — эти люди демонстрируют качество, именуемое «реактивностью», т. е. быстроту и точность двигательных действий, органичность и пластику этих действий, уверенный контроль за ними (последнее, заметим, особенно важно). Двигательно-технические проблемы решаются такими музыкантами без особых усилий: они легко приспосабливаются к любым вариантам клавиатурной «топографии», все у них получается как бы само собой, естественно и непринужденно. Отсюда и столь важные для профессионального исполнителя качества — сценическая устойчивость, стабильность, выдержка, самообладание. О музыкантах такого склада обычно говорят: человек рожден заниматься своим делом (играть на фортепиано, скрипке, виолончели, дирижировать, петь и т. д.). И в этом действительно есть большая доля истины.

Читателю на заметку: готовите вечеринку? Чтобы она прошла весело и незабываемо Вам не обойтись без караоке. Теперь не обязательно идти в специализированные заведения, или специально для этого покупать необходимое оборудование и программное обеспечение. Компания ABPG поможет организовать для вас самое лучшее караоке в вашей жизни! ABPG имеет самое качественное и профессиональное оборудование, которое предоставит по вашему желанию. Аренда караоке в Киеве — это лучший способ отдохнуть в хорошей компании и почувствовать себя настоящей звездой с оборудованием от компании ABPG.

Разумеется, виртуозно-технические перспективы музыканта определяются многим и разным. Имеет значение то, как рано его начали учить; важно, КТО и КАК его учил, на каком инструктивном материале (репертуаре). Существенную роль играют сами условия занятий, их продуктивность; важно, конечно же, что представляет собой жизнедеятельность человека,— не секрет, образ жизни либо способствует профессиональным достижениям, либо нет. Характер, интересы и склонности, мотивы и установки индивидуума, его трудоспособность и самодисциплина, наконец, состояние здоровья и прочее, и прочее — все это имеет большее или меньшее отношение к тому, что представляет собой музыкант в профессионально-техническом отношении.

Но при всем том на первое место все же должны быть поставлены природные данные, генетическая предрасположенность именно к этому «аспекту» исполнительной деятельности. «…Насколько же важнее для хорошего пианиста иметь хороших родителей, чем хороших учителей», — констатировал в свое время Г. Нейгауз. Отношение выдающегося музыканта-практика к рассматриваемой проблеме проявляется в этих словах со всей ясностью и определенностью.

Техническую (анатомо-физиологическую, двигательно-моторную) одаренность есть основания трактовать как особую, сложносоставную способность, входящую в качестве важнейшей составляющей в общий комплекс способностей музыканта-исполнителя.

Бывает, дает знать о себе превентивная, глубоко укоренившаяся в человеке боязнь публичного исполнительства, являющаяся прямым следствием неуверенности в себе, в своих силах.

О воздействиях на психику молодых музыкантов речь особая. Заметим, что на практике не столь уж редки ситуации, описываемые Г. Нейгаузом. Правда, к драматическим следовало бы отнести далеко не все из них. Не обладая выдающимися виртуозно-техническими данными, музыканты, о которых идет речь, становятся нередко крупными педагогами — причем тут имеют место, надо полагать, определенные причинно-следственные отношения; одно предопределяет и обуславливает другое.

Бывшие ученики Г. Нейгауза вспоминают, что этот знаменитый музыкант далеко не всегда мог потягаться по части техники со своими питомцами, среди которых было немало блистательных виртуозов. Сам Генрих Густавович не раз жаловался на свои руки: «небольшие, сухие, тонкокостные… с недостаточной растяжкой пальцев», что вело подчас к быстрой мышечной утомляемости. Правда, уступая иным своим питомцам в виртуозно-техническом отношении, Нейгауз, как правило, был на голову выше их как художник — чувствовал тоньше, знал больше, понимал глубже. Потому-то он и был Учителем, а они учениками.

Примерно так же выглядел за роялем и сын Генриха Густавовича — Станислав Нейгауз. И здесь был тот же дисбаланс: щедрая музыкальная, духовная одаренность, с одной стороны, и весьма ограниченные виртуозно-технические ресурсы — с другой. Не заметить этого в игре Станислава Генриховича Нейгауза было нельзя. Редкое выступление пианиста обходилось без пальцевого брака; технически трудные места у него, как правило, не получались; многое в исполняемых произведениях «комкалось», не проговаривалось.

Техника, точнее непременный, обязательный атрибут ее, — это ясная, отчетливая исполнительская дикция. Ее-то С. Нейгаузу подчас и недоставало, как недостает обычно всем тем, кого природа обделила двигательно-техническими ресурсами.

Оставьте комментарий