Визит в Лувр: история и архитектура

 

Своеобразие социального состава Франции XVII века и существование двух противоборствующих общественных групп — феодального дворянства и третьего сословия с буржуазией во главе, со своими интересами и художественными идеалами в какой-то степени объясняет тот удивительный факт, что во Франции после Возрождения длительное время сосуществовали два стилистических направления—барокко и классицизм.

Устранение феодальной раздробленности и победа абсолютизма немало способствовали обострению национального чувства, стремлению к самостоятельному осмыслению античного наследия и выработке национального архитектурного стиля.

Как уже было сказано, осуждение проекта фасада Лувра Бернини — ярчайшего представителя итальянского барокко — явилось выражением национальных тенденций в зодчестве. В итоге споров вокруг конкурсных проектов Лувра в 1671 году была создана Королевская архитектурная академия, призванная знакомить общество с законами зодчества, которые следует выводить из опыта древних строителей и учений великих теоретиков прошлого — Витрувия, Паладио. Известно, что автор принятого проекта Лувра Клод Перро перевел и издал в Париже трактат Витрувия (I в. н. э.).

Рекомендуем: Архитектура наполеоновского Парижа

Академию возглавил Франсуа Блондель — сторонник классицизма. В своем «Курсе архитектуры», изданном в 1675 году в Париже, Блондель с особым вниманием трактовал теорию античных ордеров, учение о пропорциях и их основе — модуле. Блондель отверг напыщенную орнаментацию и усложненность форм барокко. Неудачи конкурса 1671 года на изобретение своего, французского архитектурного ордера утвердили Блонделя в незыблемости основ учения об античных ордерах.

Вместе с тем двор и близкое к нему дворянство все еще стремились к пышной обстановке дворцового быта, противодействуя стремлению Академии к простоте и скромности. Так, в борьбе двух стилей развивалась французская архитектура, которая оставила яркие памятники, немало способствовавшие украшению города и являющиеся достопримечательностями сегодняшнего Парижа.

Оставьте комментарий