Возрождение и расцветные явления эпох

 

Возрождение (и как эпоха, и как процесс) — одно из самых сознательных духовных состояний и отрефлектированных исторических действий. Просто так ренессансы не происходят. Бессознательно происходят зарождения и рождения, но не возрождения. Острое чувство недостаточности актуального культурного фонда подготавливается десятилетиями, веками историко-культурного развития, испытывающего дефицит в духовных и интеллектуальных источниках. Решительное введение бывших когда-то своими культурных первоначал сразу же придает обновляющий и расцветный характер той эпохе, которая это сделала.

В России в Петровскую эпоху резкая трансплантация европейской культуры вовсе не совпала с расцветом русской культуры, дав отдаленные всходы особенно в первой трети XIX в., сбалансировавшей резкий западный крен отечественной культуры. Расцвет русской культуры наступил значительно позже переворота в ней и знаменовал собой период новой национальной зрелости на том новом пути, по которому она пошла начиная с XVIII в.

Следовательно, путь, связанный с различными вариантами компенсаций за счет взятия и пересадки чужих традиций, не может быть признан ренессансным.

Необходимо подчеркнуть, что достаточно богатая типология, связанная с развитием, стимулируемым взятием чужого культуроформирующего опыта, также неспособна дать ренессансный вариант контакта со своим прошлым. Основная причина, как думается, заключается в отсутствии богатой, цивилизованной автохтонной древности, запечатленной в генофонде такого рода культурных общностей. Архаически-варварская древность таких народов сначала, разумеется, только на уровне высокой культуры оказывается перекрытой средневековым синтезом, который сильней местного субстрата.

Существенно также, что речь идет о синтезах своего и чужого, вырабатывающих затем культуропорождающий текст становящихся или уже определившихся общностей, текст, в дальнейшем влияющий на их способность к заимствованию чужого. Такой синтез сразу же обогащает (а не обедняет, как поначалу латино-варварский синтез) местную культуру, переводя ее развитие в иной регистр. Это не стимулирует впоследствии обострения духовной ностальгии по автохтонной архаике, во всяком случае, вплоть до вызова Нового времени и высокого предела вестернизации.

Местные религиозно-культовые и художественные традиции, если они санкционируются, то присутствуют или сохраняются в культуре таких типов как фрагментированные (хотя часто прочно) или оттесняются из высоких сфер в низовые, народные. В связи с проблемой чужих древностей очень важно подчеркнуть, что никаких отраженных ренессансов в истории не может быть. Не следует путать с Возрождением расцветные явления, связанные со способностью чужой, богатой древности плодоносить в новых исторических условиях.

Оставьте комментарий