Взаимосвязь живописи с реальным пространством

 

Понадобилось совсем не так много времени, чтобы мы убедились, что роль искусства в век научно-технической революции отнюдь не уменьшается, а все возрастает. Художественное творчество призвано выполнить высокую миссию посредника между технизированной средой и человеком.

Монументальное искусство призвано участвовать в формировании окружающей его среды. Основываясь на этом убеждении, проследим за механизмом участия монументальной живописи в формировании среды. Каким же образом роспись или мозаика способны взаимодействовать с пространством реальным и, более того, влиять на это пространство, преобразуя его в определенного рода среду?

Например, в стенописных работах В.А.Фаворского и Л.А.Бруни, представляющих собой сравнительно ранний этап советской монументальной живописи, можно наблюдать, что взаимосвязь реального пространства и изображения, пространства живописного настолько сильна, а подчас и неожиданна, что удивляла авторов росписей. Фаворский со свойственной ему искренностью признается: «Когда я, окончив портал, перешел на перпендикулярную стену, то остро ощутил совершенно особенное чувство включения живописи в реальное пространство. Живопись всегда обладает третьим измерением — глубиной. Перебег живописи через угол стены обогащает ее как бы четвертым измерением. Благодаря сочетанию четырех координат живопись входит в пространство реального человека. Всеми этими качествами живопись наделяется только в архитектуре».

Рекомендуем: Абстракция в России и в Америке

Наиболее активно живопись вступает в контакт с окружающим ее реальным пространством в архитектурном пространстве. Художник-монументалист учитывает эту закономерность и, расписывая стены, определяет ту или иную форму взаимодействия своего произведения с окружающим его пространством. Он может подчеркивать свойства архитектурного пространства, в котором живет его произведение, преображать его, создавать новое пространство, порой игнорируя реально существующее; в любом случае возникает новая среда. Способы взаимосвязи живописи с реальным пространством бесконечно разнообразны и зависят во многом от выразительности художественного образа, от художественно-образной системы самого произведения, от особенностей пространства изображенного.

Оставьте комментарий